Причины провала стартапов 2015

Мы занимаемся ускорением развития стартапов ранней стадии — развиваем собственные проекты и инвестируем силы, время, знания, опыт и энергию в стартапы с рынка.

Потихоньку я начинаю подводить итоги года и начал с анализа причин провала стартапов, с которыми у нас не сложилось в этом году. Часть из них мы придумали сами, часть пришли к нам с рынка или акселерационных программ с корпорациями. Это лишь часть проектов, в который мы инвестировали, — множество других не дошли до этой стадии.

Careba.ru — была идея заказа еды из ресторана «здесь или с собой» к конкретному времени. Проведена акселерация в Яндекс кемпе, акселерация в Альфа кемпе (в 2014 году), разработан консьерж mvp, сделаны первые продажи. Итог: фаундер прекратил развитие проекта в отсутствии технологической команды.

A-a-ah.ru — был (и остается) популярным городским порталом с афишей событий и рекламной моделью, наша идея заключалась в создании масштабируемой платформы городских эвентов с выходом за год в основные европейские столицы и бизнес-моделью на основе собственных сервисов, партнерок и лидогенерации. Итог: фаундер продолжил развивать проект в прежней “не взрывной” модели, но с внедрением некоторых продуктовых предложений.

Lifebalanceapp.ru — наша идея была в создании приложения для упорядочивания и поддержания баланса различных сфер жизни человека. Найден лидер, проведена акселерация в Яндекс кемпе, разработан mvp, проведен кастдев и найдены первые платящие клиенты. Итог: в отсутствии технологической команды, лидер бросил проект вскоре после кемпа и сейчас занимается развитием Тесла клуба.

Tranzaptor.com — сервис выставления счетов и подготовки первичной документации для малого бизнеса. Наша идея была в развитии б2б платформы для работы с документами. Итог: в отсутствии в команде бизнес-лидера компания не развивается, но благодаря ценному продукту и нескольким стратегическим интеграциям, продукт с января по ноябрь показал рост аудитории в 4 раза.

Conferencecast.com — сервис записи конференций для последующей продажи доступа к видео и трансляции. Наша идея была изменить продукт в направлении создания образовательной платформы на основе контента с конференций — эдакий youtube/udemi/udacity для конференций. Итог: проект не смог привлечь следующий раунд инвестиций, фаундер в отсутствии технологической команды не смог развивать продукт, продажи были недостаточны для продолжения развития.

Рокетчат — была идея сделать б2с чат для общения клиентов с компаниями на замену существующим горячим линиям. Эдакий рокетбанк для всех, который объединит в глазах пользователя все компании, с которыми он взаимодействует и превратит приложение в единый хелпдеск с фронта для клиента и систему работы с обратной связью на бекенде для крупного бизнеса. Бизнес-модель простая — дорогая лицензия для б2б, где они получают канал коммуникации, программу лояльности и пр.способы работать с лояльностью и делать апсейлы текущим клиентам. Стратегия выхода на рынок тоже простая — через агрегацию авторов гневных отзывов в соц. сетях, адресованных в службу smm поддержки без реальной поддержки. Была найдена техническая команда, которая делала похожий продукт, но без бизнес-лидера. Итог: команда не согласилась изменить продуктовое видение и проверить гипотезы своего вижена кастдевом, продукт умер после первого релиза, а команда сейчас занимается робототехническими проектами.

Изучение английского языка — была попытка «заказать у нас стартап» в области изучения английского языка, проведен кастомер девелопмент, но проект умер в зародыше по причине отсутствия команды.

Выводы:
– никогда нельзя сдаваться — выживают те стартапы, чьи фаундеры обладают бОльшим упорством, чем те, кто опускают руки и чьи стартапы умирают

– чтобы делать стартап, надо иметь достаточный запас сил, времени и денег, чтобы продержаться дольше в процессе поиска product/market fit

– большинство проектов умерло не потому что стало понятно, что это не взлетит, а потому что там не было команды — технического лидера или бизнес-лидера

– почти в каждом случае остались обиды, разочарования, обман ожиданий от сотрудничества — у фаундеров от нашего участия или у нас от эффективности работы фаундера и команды, что означает, что надо уделять больше внимания фиксации всех ожиданий и договоренностей на берегу

– идея продолжает ничего не стоит без ее реализации, а в процессе реализации может измениться на 180 градусов

Продолжение следует.