Предложение для инвесторов в технологические стартапы или как я консультировал проекты в бизнес-инкубаторе МГТУ им. Баумана.

В эти выходные мне представилась возможность помочь действительно интересным технологическим проектам, развивающимся в бизнес-инкубаторе Бауманского института.

Работа с проектами предполагала общение в формате спид дейтинга, когда проекты переходили от одного эксперта к другому, проведя в общении с каждым 20-30 мин. Всего за 4 часа не вставая, мне удалось пообщаться с 10-ю проектами.

Копия image

Что порадовало:

  1. Технологичность стартапов. Большинство проектов обладает уникальной технологией, результатами НИОКР или патентом на технологию. Так или иначе, технологические риски для реализации идеи в продукте значительно ниже, чем в среднем по рынку.
  2. Высокий уровень проработки идей и презентаций. Презентации в большинстве своем содержали всю необходимую для первого анализа информацию, хотя были ужасны с точки зрения дизайна и удобства потребления информации.
  3. Наличие в проектах очевидного лидера, носителя идеи и ключевых инженерных компетенций для реализации проектов.

Общие рекомендации, которые я дал большинству команд и проектов:

  1. Customer development, customer development, customer development! В силу места происхождения проектов и основных технологических компетенций их основателей, они начинали свои проекты с разработки решения или продукта, а этап выхода на рынок представляли себе в виде маркетингового плана. Почти всем я рекомендовал посвятить больше времени на проведение интервью, формированию и проверке гипотез клиента, проблемы и ценности их решения.
  2. Проводить оценку рынка. Большинство проектов плохо представляет себе потенциальный и целевой размер рынка в деньгах и клиентах, его структуру, сегменты и конкурентную среду.
  3. Дополнять команду недостающими компетенциями. Отсутствие компетенций в маркетинге и бизнес-девелопменте и несбалансированность команд, где все основатели являются техническими специалистами и инженерами, негативно сказывается на однобокости развития продуктов. Стоит отметить, что бизнес-инкубатор сделал первые верные шаги в части дополнения команд приглашенными студентами маркетологами.
  4. Придерживаться методологии итеративной разработки и принципов Lean startup. Так как многие проекты являются обладателями грантов по программе «УМНИК» от Фонда содействия малых форм предприятий в размере 400 тыс. рублей, они заведомо загоняют себя в рамки годовоого планирования с выделенным бюджетом, что не позволяет двигаться быстро небольшими итерациями в проверке ключевых гипотез.
  5. Меньше внимания обращать на патентную защиту своих разработок, а больше на подтверждение, что они несут ценность и решают проблему определенного сегмента клиентов. А только после этого этапа переходить к патентной защите, которая на первом этапе отнимает у них много сил, времени и денег.

Господа инвесторы, заинтересованные в посевных инвестициях в технологические стартапы ранней стадии, свяжитесь со мной, если вам интересен формат сотрудничества, когда мы берем на себя работу по описанным в рекомендациях пунктах, усиливаем проекты экспертизой в бизнес девелопменте и маркетинге, а вы инвестируете в эту работу и сами проекты после прохождения 3-х месячной акселерационной программы.