Что такое «Трекинг» для стартапа и предпринимателя?

В последнее время я стал все чаще встречать употребление слова «Трекинг» применительно к работе стартапа, тогда как раньше этот термин употреблялся исключительно в нашем узком кругу строителей стартапов для стартапов предпринимателей.

cfd040de3828553f0a6ed11606734589_a022f1ee57

Хочу восстановить справедливость, закрепить авторство и раскрыть понимание и смысл термина «Трекинг» применительно к стартапу и предпринимателю.

Если никто не сделал этого раньше, то термин «Трекинг» применительно к стартапу впервые был сформулирован Алексеем Кролом в рамках проекта по созданию виртуального бизнес-инкубатора CrowdSynergy, где он являлся основателем, а я приглашенным CEO. Проект в данное время закрыт по причине не подтвердившейся гипотезы решения.

Надо заметить, что сервис Трекинг сам по себе подтверждал собственные гипотезы под руководством Айнара Абдрахманова, который занимался его развитием в стенах CrowdSynergy и добился определенных успехов. И после закрытия основного проекта виртуального бизнес-инкубатора, Трекинг — единственый проект, который получил продолжение и вторую жизнь, в первую очередь в моем текущем проекте MetaBeta.

В рамках прошлого проекта Трекинг применялся больше как инструмент пинания, контроля и стимуляции (не путать с мотивацией) кого бы то ни было. На тот момент определение Трекинга могло звучать так:

Трекинг — система контроля исполнения, осуществляемая с помощью персонального трекера, основанная на сопоставлении планов и фактических результатов.

Но вернемся в прошлое, изначально идея Трекинга и его применения основывалась на гипотезах, что большинство людей:

-не умеют планировать,

-склонны к расфокусировке,

-испытывают трудности в приоретизации задач,

-имеют проблемы в достижении целей (достижение целей-первая и ключевая ценность, предлагаемая сервисом Трекинг),

-ленивы и часто бросают дела, не доведя до конца,

-затрудняются в определение собственных целей.

Большинство из этих гипотез в данный момент подтверждены на практике.

Также были сфомрированы гипотезы о рынке и ключевых клиентских сегментах:

-страдающие излишним весом люди, желающие похудеть

-люди, болеющие хроническими заболеваниями, желающие выздровить или поддерживать рекомендованный режим питания и жизни в целом

-люди, стремящиеся к саморазвитию

-студенты и учащиеся, изучающие иностранные языки

-начинающие предприниматели, сотрудники стартапов

-сотрудники больших компаний и корпораций

На текущий момент в виде MVP запущена проверка гипотезы решения для сегмента начинающих предпринимателей, которые имеют проблемы с планированием, фокусировкой, предоставлением информации о своем проекте заинтересованным в нем лицам (менторы, инвесторы).

Главное изменение, которое нам удалось внести в проект продолжая его самостоятельное развитие, состоит в том, что Трекинг теперь – это не инстурмент стимуляции, пинания и прямого контроля, Трекинг в своем текущем виде может иметь более правильное, на мой взгляд, определение:

Трекинг – это сервис мотивации с человеческим лицом, направленный на достижение осознанных целей с помощью элементов коучинга, в том числе в интересах сторонних представителей (для худеющих-диетолог, для болеющих-врач, для предпринимателя-инвестор и т.д)

Отличие в том, что теперь это не кнут, а пряник, не пинание и стимуляция, а мотивация, не контроль исполнения, а мягкая обратная связь.

В данный момент мы сделали Трекинг полноценным инструментом акселерации стартапов, выработав собственную методику проведения трекинг-сессий, формат сбора и предоставления обратной связи (предприниматель более не волнуется за правильную интерпретацию динамики/трекшена развития его проекта, это задача Трекера). Мы проводим эксперимент применения Трекинга в акселерационной программе MetaBeta, проводимой в рамках Tolstoy Summer Camp и в онлайн-режиме отражаем результаты работы команд, которые удалось получить в формате трекинг-сессий.

Как это работает:

  1. Ментор проекта помогает сформулировать ключевые стратегические направления развития проекта (куда грести), на основе чего мы ставим ключевые точки
  2. Организаторы задают рамки и условия программы, в которые необходимо укладываться, чтобы продолжить участие (дни презентаций и отсева, степень готовности, demo day), которые добавляют срокам точности в сроках
  3. Методологи MetaBeta помогают в каждодневном движении в направлении предложенном ментором на основе методологий Lean Startup & Customer Development
  4. Трекер проводит трекинг-сессии целью которых является помочь спланировать действия в кратко- и среднесрочной перспективе, сфокусироваться на приоритетных в данный момент задачах. Трекер получает данные о динамике развития проекта, интерпретирует его в необходимом формате и предоставляет для заинтересованных лиц.

Таким образом (в идеале) мы можем отследить всю ретроспективу работы каждого проекта с момента зарождения идеи, формулирования гипотез, их валидации, внутренних пивотов, определния MVP, его разработки и тестирования решения до демо дня.

О результатах будет отдельный пост, оставайтесь на связи!

P.s ах да, Трекинг продается как услуга – обращайтесь! 😉