Зачем каждая корпорация стремится провести свой хакатон и почему это не решает задачу создания успешных стартапов.

Так уж сложилось, что я одновременно люблю и ненавижу хакатоны. А так как их в последнее время проводят все больше и больше, я хочу поделиться мыслями в каких случаях их проводить стоит, а в каких нет. И если нет, то что делать, если не хакатон.

image

Для начала определимся с терминологией, в моем понимании хакатон – это краткосрочная программа, длительностью 2-3 дня, в рамках которой специалисты (разработчики, менеджеры и дизайнеры) запираются в одном помещении и фигачат свой продукт, идею которого придумали еще до хакатана или прямо на нем.

Итак, хакатон обычно проводит крупная компания или инвестиционный фонд (часто компания с корпративным инвестиционным фондом), которая надеется с его помощью решить одну из своих задач:

—       формирование инновационного бренда и различные PR  задачи
—       развитие собственных технологий, на основе которых должны быть реализованы проекты на хакатоне
—       HR цели и HR бренд для талантливых участников и сообщества
—       Поиск перспективных проектов для инвестиций на ранней стадии
—       Развитие инфраструктуры в надежде на плоды в среднесрочной перспективе

Из перечисленного выше, на мой взгляд, хакатон может решить только некоторые задачи:

—       Оказать положительное влияние на лояльность к бренду и HR цели т.к среди участников хакатона, как правило, разработчики, которые еще не стали предпринимателями и их легко переманить к себе на работу, пока они не почувствовали вкус крови
—       Тестирование собственных технологий и минимальное внимание на их распространение
—       Влияние на инфраструктуру, точнее на ту ее часть, которая занимается мотивацией специалистов к созданию стартапов
—       Провести первичный отбор людей и идей для последующего развития
—       Сформировать пайплан из идей и проектов ранней стадии

Это была часть о том, за что я люблю хакатоны, а теперь о том, за что я их ненавижу и считаю пустой тратой времени для специалиста.

Так как многие компании и фонды ставят перед хакатоном цель нахождения перспективных команд, проектов и свежих идей для инвестиций, вынужден их огорчить, хакатон тут не поможет. И главной причиной тому является полное отсутствия методологического подхода к созданию проекта и процесса Customer development. Хакатон в корне нарушает базовый принцип создания успешных стартапов и начинает с разработки продукта, с гипотез решения, оторванных от реальности – поиска клиента, его проблем, формулирования гипотез масштаба и ценности будущего решения. Именно по этой причине большинство продуктов, качественных продуктов, не получают билет в жизнь и так и остаются продуктами, созданными за закрытыми дверями хакатона.

Для компании-организатора это означает, что на выходе из хакатона она имеет отличные шансы получить много интересных продуктов, созданных талантливыми специалистами, но вместе с этим она получает гигантские инвестиционные риски, если задумается о вложении в выпускников хакатона без проведения кастомер девелопмента задним числом.

Для специалиста же хакатон является тоже не однозначным по полезности инвестиций времени мероприятием. Ценность хакатона для специалиста, как мне кажется, заключается в:

—       возможности загнать себя в ситуацию, когда ты просто больше не можешь не делать то, что давно хотел, так сказать выйти из зоны комфорта и в искусственно созданных условиях получить мотивацию для того, чтобы сделать первый шаг к реализации проекта
—       найти недостающих членов команды в свой проект
—       при отсутствии идеи присоединиться к перспективному проекту или команде
—       получить доступ к ранее недоступным технологиям
—       получить шанс засветиться и получить приглашение на работу в компанию-организатор или от вездесущий на хакатонах хедхантеров

Негативная сторона вопроса участия в хакатоне заключается в низкой жизнеспособности разработанного продукта, обман ожиданий из-за влюбленности в созданное решение, прежде чем были заданы вопросы о наиболее рискованных гипотезах его создания.

Тогда что, если не хакатон?

Отвечаю, если перед вами действительно стоит задача придумать, найти и отобрать проекты внутри собственной корпорации или на рынке, то единственно верным решением будет являться корпоративная акселерационная программа для внутренних или внешних предпринимателей, в рамках которой одна часть времени будет посвящена процессу снижения рисков будущего решения, а другая непосредственной реализации продукта в том виде, в котором он сможет найти масштабируемую, повторяемую  прибыльную бизнес-модель.