Как построить экосистему поиска корпоративных предпринимателей, генерации идей и развития перспективных стартапов в большой компании.

Являясь предпринимателями и помогая другим предпринимателям в нашем акселераторе, мы накопили богатый опыт развития идей, людей и проектов, который оказался востребован со стороны крупных компаний, осознавших потребность во внутреннем инновационном развитии, появлении прорывных идей, лидеров с предпринимательским мышлением и цельной экосистемы, которая устойчиво может генерировать прогнозируемо высокие результаты.

В этой статье, написанной в виде инструкции по применению, я поделюсь нашим накопленным опытом работы с крупными компаниями и предпринимателями, знаниями и системным взглядом на организацию корпоративной экосистемы развития инноваций в компании. Важный нюанс – в статье я намеренно не буду упоминать внедрение новых и изменение существующих правил работы в компании и коррекцию корпоративного мышления.

Для создания целостной, замкнутой, автономной и масштабируемой системы я рекомендую придерживаться следующих этапов:

  1. Создание условий для появления экосистемы внутренних стартапов в корпорации с согласия высшего руководства
  2. Развитие мотивации сотрудников к созданию внутренних стартапов и инновационных проектов внутри компании для проникновения вируса предпринимательства в компанию
  3. Создание системы поиска, селекции, тестирования и отбора внутренних предпринимателей – сотрудников с предпринимательским типом мышления и необходимой мотиваций. Так называемых Intrapreneur’ов
  4. Организация онлайн-пространства и механики сбора идей от сотрудников
  5. Внедрение мероприятий, развивающих креативное предпринимательское мышление, дающих новые инструменты для создания проектов и меняющих парадигму мышление сотрудников
  6. Создание и внедрение многоуровневой воронки развития идей и проектов с целью поступательного снижения рисков, повышения уровня определенности за счет проверки всех основных гипотез и рискованных предположений
  7. Замыкание системы поиска, мотивации и образования сотрудников, системы отбора идей и проектов с воронкой развития проектов

А теперь я расскажу подробнее и конкретнее о том, что мы делаем и рекомендуем делать на каждом из этапов. Особое внимание я уделю построению воронки развития проектов внутри компании.

Race to the Bottom 1x

На первом этапе самым сложным является донесение всей ценности появления нового подхода к развития внутренних инноваций в компании для топ-менеджмента, если конечно инициатива не идет сверху. Вторым по сложности и временным затратам является согласование всех политических и экономических вопросов и рисков внутри разных отделов, дивизионов и подразделений корпорации. На этому этапе мы проводим ликбез для руководителей и владельцев компании, презентуем мировые истории успеха, знакомим с теми, у кого уже есть опыт внедрения и готовим рамочную дорожную карту создания экосистемы.

На втором этапе, где происходит развитие мотивации сотрудников, мы проводим специальные тренинги и ворк-шопы, расширяющие мировоззрение сотрудников, открывающие глаза на существующие уникальные возможности для реализации идеи в компании. Мы используем методологию дизайн-мышления, техники генерации идей и знакомим с успешными кейсами создания стартапов внутри больших компаний. Систематическое (3-4 раза в год) проведение мотивационных тренингов, направленных на генерацию прорывных идей и проникновение вируса предпринимательства в компании на всех уровнях, позволяет масштабировать механизм вовлечения корпоративных предпринимателей.

entrepreneurfailJobSatisfaction

На следующем этапе мы глубоко погружаемся с текущую систему учета кадров, кадровую политику, чтобы определить критерии и способы выявления потенциальных корпоративных предпринимателей, после чего собеседуем , тестируем выбранных сотрудников и решаем с ними стартап-кейсы.

Далее следует разработка внутреннего интернет-решения для сбора идей от сотрудников, где каждый желающий может описать свою идею, отслеживать статус ее развития и перехода на следующие уровни, получать оценки и обратную связь на идею, а также удаленно продолжать работать над уточнением и конкретизацией идеи.

На пятом этапе происходит внедрение систематических, проводящихся каждые 3-4 месяца, мероприятий двух типов – cust dev bootcamp и cust dev hackathon, целью которых является командообразование, внедрение методологий lean startup & customer development для проверки идей и включение их в воронку развития стартапов. По итогам мероприятия мы ожидаем появление проверенной идеи+команды+лидера, готовых к попаданию в воронку развития проектов.

entrepreneurfail-New-Age-of-Discrimination

Шестой этап является самым долгосрочным. Он предусматривает создание правил и механизмов развития идей, сгенерированных на тренингах предыдущего уровня, в проекты. Усредненно, воронка имеет 5 уровней, переход на каждый следующий в которой происходит после одобрения специальной комиссии.

–      проверка ключевых бизнес гипотез с помощью customer development’а (3-4 недели)

–      разработка прототипа / MVP (4-8 недель)

–      работа с каналами привлечения трафика, сбор метрик, тестирование гипотез (3-4 недели)

–      первые продажи, тестирование бизнес-модели, проверка на масштабируемость (6-12 недель)

–      масштабирование продукта, услуги или решения с помощью дополнительных внутренних инвестиций и более плотного взаимодействия с инфраструктурой корпорации (8-10 недель)

Заключительным этапом идет замыкание системы поиска и мотивации людей, их обучения в рамках тренингов, генерации идей в рамках ворк шопов и перевод выбранных идей в воронку развития проектов, а не принятых идей на любое количество повторных кругов подготовки к попаданию в воронку.

Если вы заинтересованы в создании, развитии системы развития корпоративных инноваций в вашей компании, обращайтесь!